Школа начинающего преподавателя

Положение о наставничестве филиала БНТУ
«Минский государственный архитектурно-строительный колледж»

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о наставничестве (далее – Положение) разработано на основании Типового положения о наставничестве, утвержденного постановлением Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси 27.01.2011 № 2 в целях организации и проведения профессиональной поддержки и сопровождения начинающих (согласно ст.5 Субъекты и объекты образовательных отношений Кодекса Республики Беларусь об образовании) преподавателей.
1.2. В настоящем Положении используются следующие понятия:
1.2.1. Наставничество – разновидность индивидуальной работы с начинающими преподавателями, не имеющими стажа педагогической деятельности или имеющими педагогический стаж работы не более 2 лет.
1.2.2. Наставник – опытный преподаватель, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.
1.2.3. Начинающий преподаватель – преподаватель, овладевший знаниями основ своей учебной дисциплины и проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений.
1.3. Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного преподавателя по развитию у начинающего преподавателя необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности.
1.4. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
    • Кодекс Республики Беларусь об образовании;
    • настоящее Положение;
    • приказ директора об организации наставничества;
    • планы работы педагогического, методического совета, предметной (цикловой) комиссии.

2. Цели и задачи наставничества
2.1. Цель наставничества – оказание помощи начинающим преподавателям в их профессиональном становлении.
2.2. Основными задачами наставничества являются:
2.2.1. привитие начинающим преподавателям интереса к педагогической деятельности;
2.2.2. ускорение процесса профессионального становления преподавателя;
2.2.3. развитие его способности самостоятельного и качественного выполнения возложенных на него обязанностей;
2.2.4. адаптация начинающих преподавателей к корпоративной культуре;
2.2.5. усвоение сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей.

3. Организационные основы наставничества
3.1. Наставничество организуется на основании приказа директора колледжа.
3.2. Наставничество устанавливается для следующих категорий сотрудников:
3.2.1. преподавателей, не имеющих стажа педагогической деятельности;
3.2.2. преподавателей, имеющих стаж педагогической деятельности не более трех лет;
3.2.3. преподавателей, переведенных на другую работу, в случае, если выполнение ими новых служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения определенными практическими навыками.
3.3. Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора по учебной работе, методист, председатель соответствующей предметной (цикловой) комиссии, в которой организуется наставничество.
3.4.Заместитель директора по учебной работе и методист:
3.4.1. создают необходимые условия для совместной работы начинающего преподавателя с закрепленным за ним наставником;
3.4.2. определяют меры поощрения наставника;
3.4.3. посещают учебные занятия и внеаудиторные мероприятия по учебной дисциплине, проводимые наставником и начинающим преподавателем;
3.4.4. оказывают методическую и практическую помощь в составлении планов работы с начинающим преподавателем;
3.4.5. осуществляют систематический контроль за работой наставника и начинающего преподавателя.
3.5. Председатель предметной (цикловой) комиссии:
3.5.1. выбирает наставника из наиболее опытных преподавателей по следующим критериям:
    • высокий уровень профессиональной подготовки;
    • развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении;
    • опыт воспитательной и методической работы;
    • стабильные результаты в работе;
    • способность делиться профессиональным опытом;
    • стаж педагогической деятельности не менее 5 лет.
3.5.2. рассматривает и утверждает на заседании предметной (цикловой) комиссии индивидуальный план работы наставника;
3.5.3. проводит инструктаж наставников и начинающих преподавателей;
3.5.4. обеспечивает возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с настоящим Положением;
3.5.5. осуществляет систематический контроль работы наставника.
3.6. Наставник может иметь одновременно не более двух начинающих преподавателей.
3.7. Назначение кандидатуры наставника и начинающего преподавателя производится приказом директора колледжа сроком на два года.
3.8. Замена наставника производится приказом директора колледжа в случаях:
3.8.1. увольнения наставника;
3.8.2. перевода на другую работу начинающего преподавателя или наставника;
3.8.3. привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
3.8.4. психологической несовместимости наставника и начинающего преподавателя.
3.9. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение начинающим преподавателем целей и задач в период наставничества.

4. Обязанности наставника
4.1. Наставник обязан:
4.1.1. знать требования нормативных правовых актов в сфере образования, определяющих права и обязанности начинающего преподавателя по занимаемой должности;
4.1.2. изучать деловые и нравственные качества начинающего преподавателя, его отношение к проведению учебных занятий, коллективу колледжа, учащимся;
4.1.3. разработать совместно с начинающим преподавателем индивидуальный план наставничества (Приложение) и утвердить его у председателя предметной (цикловой) комиссии в течение двух недель с даты приказа об организации наставничества;
4.1.4. проводить необходимое обучение, контролировать и оценивать самостоятельное проведение начинающим преподавателем учебных занятий, внеаудиторных мероприятий;
4.1.5. разрабатывать совместно с начинающим преподавателем тему самообразования, давать конкретные задания и определять срок их выполнения, контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
4.1.6. оказывать начинающему преподавателю индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения учебных занятий, выявлять и совместно устранять допущенные им ошибки;
4.1.7. развивать положительные качества начинающего преподавателя, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать расширению общекультурного и профессионального кругозора;
4.1.8. участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью начинающего специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
4.1.9. по окончании срока наставничества в течение 10 дней оценить выполнение плана наставничества, оформить характеристику на начинающего преподавателя, ознакомить с ней начинающего преподавателя, представить перечисленные документы председателю предметной (цикловой) комиссии.

5. Права наставника
5.1. Наставник имеет право:
5.1.1. подключать с согласия заместителя директора по учебной работе (председателя предметной (цикловой) комиссии) других педагогических работников для дополнительного обучения начинающего преподавателя;
5.1.2. требовать рабочие отчеты у начинающего преподавателя.

6. Обязанности начинающего преподавателя
6.1. Начинающий преподаватель обязан:
6.1.1. изучить Кодекс Республики Беларусь об образовании, нормативные акты, определяющие его деятельность, структуру, штаты, особенности работы колледжа и функциональные обязанности по занимаемой должности;
6.1.2. постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
6.1.3. учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
6.1.4. повышать свой общеобразовательный и культурный уровень;
6.1.5. периодически отчитываться по своей работе перед наставником;
6.1.6. по окончании срока наставничества в течение 10 дней должен сдать председателю предметной (цикловой) комиссии отчет о проделанной работе.

7. Права начинающего преподавателя
7.1. Начинающий преподаватель имеет право:
7.1.1. вносить на рассмотрение администрации предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
7.1.2. защищать свою профессиональную честь и достоинство;
7.1.3. знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
7.1.4. повышать квалификацию удобным для себя способом.

 

 

Примерный индивидуальный план наставничества

 

Положение о школе «Начинающий преподаватель» филиала БНТУ «Минский государственный архитектурно-строительный колледж»

 

План работы Школы начинающего преподавателя на 2015-2016 учебный год

 

О наставничестве