Школа начинающего преподавателя |
Положение о наставничестве филиала БНТУ «Минский государственный архитектурно-строительный колледж» 1. Общие положения |
1.1. Настоящее Положение о наставничестве (далее – Положение) разработано на основании Типового положения о наставничестве, утвержденного постановлением Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси 27.01.2011 № 2 в целях организации и проведения профессиональной поддержки и сопровождения начинающих (согласно ст.5 Субъекты и объекты образовательных отношений Кодекса Республики Беларусь об образовании) преподавателей. 1.2. В настоящем Положении используются следующие понятия: 1.2.1. Наставничество – разновидность индивидуальной работы с начинающими преподавателями, не имеющими стажа педагогической деятельности или имеющими педагогический стаж работы не более 2 лет. 1.2.2. Наставник – опытный преподаватель, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания. 1.2.3. Начинающий преподаватель – преподаватель, овладевший знаниями основ своей учебной дисциплины и проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. 1.3. Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного преподавателя по развитию у начинающего преподавателя необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. 1.4. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
|
2. Цели и задачи наставничества |
2.1. Цель наставничества – оказание помощи начинающим преподавателям в их профессиональном становлении. 2.2. Основными задачами наставничества являются: 2.2.1. привитие начинающим преподавателям интереса к педагогической деятельности; 2.2.2. ускорение процесса профессионального становления преподавателя; 2.2.3. развитие его способности самостоятельного и качественного выполнения возложенных на него обязанностей; 2.2.4. адаптация начинающих преподавателей к корпоративной культуре; 2.2.5. усвоение сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей. |
3. Организационные основы наставничества |
3.1. Наставничество организуется на основании приказа директора колледжа. 3.2. Наставничество устанавливается для следующих категорий сотрудников: 3.2.1. преподавателей, не имеющих стажа педагогической деятельности; 3.2.2. преподавателей, имеющих стаж педагогической деятельности не более трех лет; 3.2.3. преподавателей, переведенных на другую работу, в случае, если выполнение ими новых служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения определенными практическими навыками. 3.3. Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора по учебной работе, методист, председатель соответствующей предметной (цикловой) комиссии, в которой организуется наставничество. 3.4.Заместитель директора по учебной работе и методист: 3.4.1. создают необходимые условия для совместной работы начинающего преподавателя с закрепленным за ним наставником; 3.4.2. определяют меры поощрения наставника; 3.4.3. посещают учебные занятия и внеаудиторные мероприятия по учебной дисциплине, проводимые наставником и начинающим преподавателем; 3.4.4. оказывают методическую и практическую помощь в составлении планов работы с начинающим преподавателем; 3.4.5. осуществляют систематический контроль за работой наставника и начинающего преподавателя. 3.5. Председатель предметной (цикловой) комиссии: 3.5.1. выбирает наставника из наиболее опытных преподавателей по следующим критериям:
3.5.3. проводит инструктаж наставников и начинающих преподавателей; 3.5.4. обеспечивает возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с настоящим Положением; 3.5.5. осуществляет систематический контроль работы наставника. 3.6. Наставник может иметь одновременно не более двух начинающих преподавателей. 3.7. Назначение кандидатуры наставника и начинающего преподавателя производится приказом директора колледжа сроком на два года. 3.8. Замена наставника производится приказом директора колледжа в случаях: 3.8.1. увольнения наставника; 3.8.2. перевода на другую работу начинающего преподавателя или наставника; 3.8.3. привлечения наставника к дисциплинарной ответственности; 3.8.4. психологической несовместимости наставника и начинающего преподавателя. 3.9. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение начинающим преподавателем целей и задач в период наставничества. |
4. Обязанности наставника |
4.1. Наставник обязан: 4.1.1. знать требования нормативных правовых актов в сфере образования, определяющих права и обязанности начинающего преподавателя по занимаемой должности; 4.1.2. изучать деловые и нравственные качества начинающего преподавателя, его отношение к проведению учебных занятий, коллективу колледжа, учащимся; 4.1.3. разработать совместно с начинающим преподавателем индивидуальный план наставничества (Приложение) и утвердить его у председателя предметной (цикловой) комиссии в течение двух недель с даты приказа об организации наставничества; 4.1.4. проводить необходимое обучение, контролировать и оценивать самостоятельное проведение начинающим преподавателем учебных занятий, внеаудиторных мероприятий; 4.1.5. разрабатывать совместно с начинающим преподавателем тему самообразования, давать конкретные задания и определять срок их выполнения, контролировать работу, оказывать необходимую помощь; 4.1.6. оказывать начинающему преподавателю индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения учебных занятий, выявлять и совместно устранять допущенные им ошибки; 4.1.7. развивать положительные качества начинающего преподавателя, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать расширению общекультурного и профессионального кругозора; 4.1.8. участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью начинающего специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; 4.1.9. по окончании срока наставничества в течение 10 дней оценить выполнение плана наставничества, оформить характеристику на начинающего преподавателя, ознакомить с ней начинающего преподавателя, представить перечисленные документы председателю предметной (цикловой) комиссии. |
5. Права наставника |
5.1. Наставник имеет право: 5.1.1. подключать с согласия заместителя директора по учебной работе (председателя предметной (цикловой) комиссии) других педагогических работников для дополнительного обучения начинающего преподавателя; 5.1.2. требовать рабочие отчеты у начинающего преподавателя. |
6. Обязанности начинающего преподавателя |
6.1. Начинающий преподаватель обязан: 6.1.1. изучить Кодекс Республики Беларусь об образовании, нормативные акты, определяющие его деятельность, структуру, штаты, особенности работы колледжа и функциональные обязанности по занимаемой должности; 6.1.2. постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности; 6.1.3. учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним; 6.1.4. повышать свой общеобразовательный и культурный уровень; 6.1.5. периодически отчитываться по своей работе перед наставником; 6.1.6. по окончании срока наставничества в течение 10 дней должен сдать председателю предметной (цикловой) комиссии отчет о проделанной работе. |
7. Права начинающего преподавателя |
7.1. Начинающий преподаватель имеет право: 7.1.1. вносить на рассмотрение администрации предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством; 7.1.2. защищать свою профессиональную честь и достоинство; 7.1.3. знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения; 7.1.4. повышать квалификацию удобным для себя способом. |
|
|
План работы Школы начинающего преподавателя на 2015-2016 учебный год |
|