Положение о кураторе

 

Положение о кураторе учебной группы


1. Куратор учебной группы назначается приказом руководителя филиала БНТУ «МГАСК» из числа педагогических работников на период обучения учащихся в колледже.
2. В своей работе куратор руководствуется Кодексом Республики Беларусь об образовании, Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, постановлениями Министерства образования Республики Беларусь от 22 июля 2011 г. № 106 «О некоторых вопросах среднего специального образования», от 5 августа 2011 г. № 216 «О некоторых вопросах профессионально-технического образования», Уставом БНТУ, а также иными законодательными актами Республики Беларусь.
3. Основные направления идеологической и воспитательной работы определены в Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 гг., утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24 июня 2011 г. № 16, методических рекомендациях Министерства образования Республики Беларусь по вопросам организации воспитательного процесса в учреждениях образования, размещенных на сайте Министерства образования Республики Беларусь и публикуемых ежегодно в сборнике нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь.
4. В филиале разрабатывается Положение о кураторе учебной группы и утверждается руководителем по согласованию с профсоюзной организацией, а также приказом руководителя утверждаются функциональные обязанности куратора учебной группы.
5. Работу куратора по осуществлению воспитательного процесса, вопросам воспитания в учебной группе координируют заместители руководителя.
6. Куратор в процессе организации идеологической и воспитательной работы с обучающимися взаимодействует с педагогическими работниками, медицинскими работниками, руководителями первичных общественных объединений, другими заинтересованными, а также законными представителями обучающихся.
7. Основными требованиями к работе куратора являются профессиональная компетентность, личностная готовность к осуществлению идеологической и воспитательной работы, гражданственность, высокая нравственная и политическая культура, ответственность и коммуникабельность.
8. Организационно-воспитательная работа, проводимая куратором в учебной группе, осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий в соответствии с учебными планами, и включает следующие виды работ: индивидуальная и групповая воспитательная работа с обучающимися, идеологическая, культурно-массовая работа, организация мероприятий воспитательно-оздоровительного направления, пропаганда и формирование навыков здорового образа жизни, организация общественно-полезной деятельности, трудовое воспитание и профориентация, профилактика противоправного поведения обучающихся, социально-педагогическая работа с родителями.
9. Куратор обязан:
9.1. изучать качество воспитания в учебной группе; индивидуально-личностные особенности каждого обучающегося с целью совершенствования воспитательного процесса, формирования коллектива и проведения индивидуальной работы с каждым обучающимся;
9.2. осуществлять в учебной группе идеологическую и воспитательную работу на основе государственной идеологии с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, склонностей, интересов и потребностей обучающихся, специфики учреждения образования и социокультурной среды;
9.3. проводить еженедельно информационные часы с целью своевременного ознакомления обучающихся с социально-экономической, общественно-политической и культурной жизнью страны по тематике, утвержденной заместителем руководителя, отвечающего за организацию идеологической и воспитательной работы;
9.4. проводить еженедельно классный и кураторский час по запланированной тематике, а также не реже одного раза в месяц по вопросам дисциплинарной ответственности, результатам учебной деятельности обучающихся, участия в общественно полезном труде, культурной и общественной жизни учебной группы учреждения образования;
9.5. осуществлять контроль за состоянием успеваемости, учебной дисциплины и посещаемости учебных занятий обучающимися, постоянно информировать родителей (законных представителей) об успеваемости, случаях нарушений дисциплины и пропусков учебных занятий по неуважительным причинам с целью повышения ответственности родителей (законных представителей) за результаты обучения и воспитания обучающихся;
9.6. способствовать созданию условий для успешной учебной деятельности обучающихся, укрепления дисциплины в ходе образовательного процесса, развития умений и навыков самостоятельной учебной работы, адаптации в учреждении образования;
9.7. способствовать созданию в учебной группе, учреждении образования здоровьесберегающего пространства, сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся;
9.8. изучать особенности семейного воспитания обучающихся, выявлять обучающихся, находящихся в социально опасном положении, проводить работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, поддержке несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, правовому просвещению обучающихся, профилактике противоправного поведения;
9.9. оказывать педагогическую поддержку органам ученического самоуправления, первичной организации общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи», другим молодежным общественным объединениям, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;
9.10. развивать традиции учреждения образования, содействовать обеспечению соблюдения правил внутреннего распорядка, защиты прав и законных интересов обучающихся;
9.11. содействовать вторичной занятости обучающихся, их творческой, культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности, участию в работе объединений по интересам, деятельности органов ученического самоуправления;
9.12. осуществлять организацию воспитательного процесса в учебной группе на основе планирования идеологической и воспитательной работы, общественно полезного труда, отдыха и оздоровления обучающихся во внеучебное время и каникулярный период;
9.13. способствовать формированию сплоченного ученического коллектива, основанного на принципах уважения и доброжелательного отношения к каждому обучающемуся независимо от материального положения и социального статуса его родителей;
9.14. содействовать организации питания и медицинского обслуживания обучающихся в соответствии с установленными требованиями;
9.15. соблюдать установленные требования по охране труда и созданию безопасных условий для здоровья и жизни обучающихся;
9.16. повышать квалификацию и постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство.
10. Куратор имеет право:
10.1. выбирать педагогически обоснованные формы, методы, пути и средства воспитательной деятельности в учебной группе на основе государственной идеологии с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, интересов, склонностей и ценностных ориентаций обучающихся;
10.2. вести педагогические наблюдения за обучающимися (в том числе и во время учебных занятий, экзаменов и иных мероприятий, проводимых в учреждении образования), изучать условия семейного воспитания;
10.3. вносить на рассмотрение руководителя учреждения образования, совета учреждения образования, педагогического совета и учебно-методического объединения кураторов предложения по совершенствованию образовательного процесса;
10.4. вносить предложения по поощрению обучающихся и их законных представителей, а также предложения по привлечению обучающихся к дисциплинарной ответственности за нарушение устава и правил внутреннего распорядка;
10.5. рекомендовать кандидатуры обучающихся в органы ученического самоуправления;
10.6. участвовать в обсуждении вопросов и принятии решений, касающихся жизнедеятельности обучающихся учебной группы;
10.7. получать со стороны руководителя, его заместителей, структурных подразделений филиала организационную, методическую помощь по вопросам воспитания; участвовать в семинарах, конференциях и иных мероприятиях по вопросам идеологической, воспитательной работы и государственной молодежной политики;
10.8. участвовать в проведении конкурсов педагогических работников учреждений образования, имеющих высокие достижения в воспитательной работе: участвовать в конкурсе на лучшую организацию идеологической и воспитательной работы.
11. Заместитель руководителя, отвечающий за организацию воспитательной (идеологической) работы в филиале, непосредственно координирует и направляет деятельность кураторов, оказывает им организационную и методическую помощь, а также осуществляет контроль за качественной организацией воспитательного процесса в учебной группе.
12. Куратор планирует воспитательную работу с обучающимися с учетом специфики и особенностей учебной группы на основе плана идеологической и воспитательной работы филиала на учебный год. Планирование включает в себя разработку планов идеологической и воспитательной работы учебной группы на полугодие по различным направлениям воспитания обучающихся. Примерная структурная модель ведения документации, регламентирующая организацию воспитательного процесса в учреждении образования, размещена в сборнике нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь № 6, 2012.
13. Содержание работы куратора отражается в журнале куратора учебной группы, в результатах педагогических исследований, учебно-методических материалах, иных формах отчетности.
14. Фактическое выполнение организационно-воспитательной работы отражается в журнале куратора учебной группы.
15. Куратор участвует в работе учебно-методического объединения кураторов филиала, которое создается с целью оказания методической и практической помощи в организации и проведении идеологической и воспитательной работы, повышения профессионального мастерства, обобщения и распространения лучшего опыта работы кураторов.